Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 7 гостей.

Обучение детей Церковной вышивке. Мой опыт.

Изображение пользователя Светлана Ан.

Господи, благослови! Оптимальный возраст начала обучения 10 лет, но почему-то 6-летки больше всех "горят желанием ". Я рекомендую для маленьких обязательное присутствие мамы, которая быстро втягивается в процесс и тоже начинает вышивать. В противном случае, в разновозрастных группах все внимание сосредотачивается на мелочах, с которыми вполне справятся мамы-помощники, а обучение пробуксовывает.

Для работы нужны круглые пяльца диаметром 10-12 см, крупная канва типа "Аида", строительная струбцина, цветное мулине, вышивальная игла №1 или №2... и оптимизм.

Первое занятие я отвожу знакомству с Церковным шитьем. Можно попросить в ризнице храма шитую утварь и рассказать о ее назначении. Затем говорю, чтобы достичь такого мастерства, нужно научиться шить двумя руками, чем мы сейчас изаймемся. Запяливаем канву, учимся закреплять пяльца струбциной, учимся правильно держать иголку, отмерять нитку, делать узелок ( в дальнейшем - без узелка), прошиваем наборным швом образец 5 на 7 см.

Наборный шов - "шов вперед иголку". Задача этого занятия - освоить шитье двумя руками: правая сверху, левая снизу, главное сразу поставить руки. Руководитель должен дома прошивать все образцы, чтобы иметь наглядный материал и собственный опыт. Все детские образцы к Пасхе оформятся в открытки. Но об этом в следующем уроке.315

019 016 015_2
Изображение пользователя Светлана Ан.

Эти упражнения на уровне мышечной памяти закрепят работу двумя руками и, в дальнейшем не возникнет трудностей в освоении сложных техник. Через эти упражнения у меня проходят и взрослые ученицы, только в конце занятия я им даю шило в руки.

 
Изображение пользователя Князева Ольга.

Уже начинаю копировать. Можно?

 
Изображение пользователя ЛЕНА К.

Очень полезный опыт! Спасибо. Тоже копирую, если вы не против!

 
Изображение пользователя Иулия Л.

Как нужно и полезно, если не против тоже попробую

 
Изображение пользователя Людяммила.

Да, на этих заданиях мы обучаемся шитью двумя руками, и уже без шила НИКУДА!

 
Изображение пользователя marinamarskaya.

Светлана, спасибо за опыт.

У вас занимаются  только девочки, или бывают и мальчики? 

Во все века на Руси  маленькие девочки  учились вышивать. Основы мастерства им передавали мамы и бабушки. Созданные их руками вещи украшали одежду и дом, добавляя  новый голос в безконечной смене поколений своего рода.

Самая сложная задача  преподавателя: научая техническим навыкам, научать прежде всего Красоте. А  Красота не может быть асмысленной. 

Традиционная  вышивка на Руси  своими выверенными столетиями эстетическими формами и, решусь сказать, канонами научала Красоте  с измальства. Не холодной, обособленной от всего, абстрактной  красоте форм, пятен и недосягаемой техничности приемов, но Красоте наполняемой глубоким  содержанием народной мудрости, и с обязательным учетом практического исспользования вышитой вещи.

На мой взгляд было бы и интереснее и полезнее в творческом плане с маленькими детьми заниматься изготовлением традиционной игрушки, опираясь на прекрасные образцы прошлого или опыт замечательной нашей современницы  игрушечницы  из Череповца Майи Сысоевой. Представляете какой интерес к различным швам, в том числе и золотным, будет у девочек, что бы украсить свою красавицу.

В таком уроке будет место всему:

1. Изучение традиций своего народа а может даже и своей семьи.

2. Невероятный творческий заряд  (а он у детей в потенциале!).

3. Возможность самовыражения.

3. Мотивация (как сейчас принято говорить) для упорности в освоении всех видов швов :)

4. Игра уже в самом процессе обучения.

5. Выставка "Хоровод красавиц" :))) 

6. Всеобщая радость от полученного результата. 

Традиционная игрушка - это  широкое поле для работы с разными возростами.  Простейшая  её форма для самых младших - обёрнутый   вокруг щепочки или свитого рулончиком лоскутка  кусочек  тканечки. В вашем случае, тканечка получится  с вышивкой.  Для  старших по возрасту  куклы могут быть в одежде шитой золотом (хотя бы некоторые из элементов одежд). Золотное шитье, шитый жемчугом какошник, какой драгоценный опыт для будущей мастерицы церковной вышивки!

 

Есть поговорка "отвергаешь - предлагай". Всё написанное выше есть мое предложение на отвергаемые всей душей открытки с яйцами. Такие открытки (а так же сувенирные яйца и сувенирные ангелочки) на мой взгляд, кроме  лежания и стояния в серванте, с целью вызывания умиления у взрослых,  ни к чему не призваны. 

И дети и Вы, как преподаватель несомненно способны на большее :)))

Если и не игрушки, то вы обязательно придумаете, что-то.

Просворницы у Вас замечательные!

Помоги, Господи.

 

 

 

 

 
Изображение пользователя zinaida.

.

 
Изображение пользователя Князева Ольга.

Считается, что левши-талантливые люди.

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

У меня сын - левша. Шьет : левая сверху, правая снизу.

Прошу сестер, которым мой опыт не пригодится не утруждаться замечаниями. Простите.

 
Изображение пользователя Ольга.

Уже конспектирую. Такой вопрос, а по каким дням у вас проходят  занятия, в воскресный день ведь нехорошо как-то вышивать? Сколько времени занимает урок, ведь дети очень быстро устают? Делаете ли вы зарядку для пальчиков? Во время занятия возможно ли прослушивание православной музыки?

 
Изображение пользователя Людяммила.

Зинаида, прием двумя руками который описан выше- это как по классике. А там уже индивидуально, кто правша, а кто левша. Разговор идет о принципах обучения вообще. 

Поделитесь опытом или идеями своими: какие изделия вышивать в группе с детьми, не просто народным творчеством заниматься (для этого есть кружки, дома творчества и т.д.) 

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Мы начинали заниматься по воскресениям, после службы, потрапезничав. Не вижу препятствий для этого. Дети, если им 10-12 лет не устают от занятий. Но можно и по-другому. Позаниматься часик, затем чаепитие, с чтением житий для детей, затем снова за вышивку. Поначалу не будет возможности слушать что-нибудь за вышивкой, потому что почти на каждом занятии нужно добавлять новый прием. Но об этом я буду писать позже. Начните с того, что уже узнали, а там видно будет.

Сейчас мы занимаемся по субботам до полиелея, идем на службу, затем продолжаем. Чай пьем обязательно! smileyВо-первых, дети после школы, во-вторых, это уже стало ритуалом в жизни нашей мастерской. За чаем о многом можно поговорить...

 
Изображение пользователя Ивановна.

Спасибо за бесценный опыт!

 
Изображение пользователя Дина.

Спасибо за опыт, очень интересно!

Можно, например, эти вышитые тряпочки пришивать на сумки, знаете, по типу лакомников, или под мобильник.

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Да, вариантов много...

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Божией помощи в ваших трудах! Понравились образцы! Было бы здорово, если бы у нас тоже были такие занятия для деток!

Мариночка, также обязательно учту ваши предложения!!!

 
Изображение пользователя Ольга.

А когда будет второй урок? А то мы домашнее задание уже сделали.wink

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Приехала сегодня. Постараюсь выставить материалы в ближайшее время. Трудности были?

 
Изображение пользователя Ольга.

Бог вам в помощь в ваших трудностях! Ждем с нетерпением.

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Если достигнуто устойчивое владение иголкой (см. выше), можно добавить в работу бисер. Для маленьких - отдельные мелкие бусины или бисер, нашитые между рядами наборного шва. Для старших - шить бисером небольшие мотивы по схемам для крестика. Средний образец на фото - для маленьких, если они  не испытывают трудности с набором бисера. Для этого рисуется шаблон, размером с перепелиное яйцо, на канве. Дети набирают на нитку бисер и протягивают через "яйцо".516

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Очень рекомедую не спешить переходить из одной техники в другую. Это все равно,что есть "тщательно пережевывая", а не "жадно хватая со стола все подряд".

Когда привыкнут к бисеру, вышить "перепелиное" яйцо по шаблону, используя высокий настил, на красивой атласной или бархатной ткани. Первую работу лучше сделать по одинарному настилу, используя мулине. Как шить по настилу, есть в одном из номеров Убруса. В этих работах ребенок уже может проявить творческую индивидуальность, подбирая рисунок и материал по своему усмотрению.523

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Идем дальше.

Учимся вышивать цветочки. Когда вышивали яйца, я рассказывала откуда пошла традиция дарить яйца или изображения яйца, какой смысл вкладывает дарящий или изготавливающий яйцо. То же и с цветами.

Предлагаю два вида цветов. Первый, когда бисер набирается на нитку, замыкается в кольцо, таком образом формируется объемный лепесток. Второй, когда бисерная нитка замыкается вокруг сердцевины, а затем закрепляется в нескольких местах.526 525

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Одиночные цветы можно вышить на закладки для книг. Потом этот опыт пригодится для закладок с крестом. В небольшие пяльца запяливаем тонкую ткань с параллельно уложенными атласными лентами. На них отмечаем точкой место сердцевины цветка, учитывая, что изнанка должна закрыться подогнутым концом ленты. На форуме где-то есть закладки-ленты.527

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Задавайте мне вопросы, если непонятно. Выставляйте работы. Нужна обратная связь.

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Не удивляйтесь, что это мало походит на церковную вышивку. Сначала дети должны научиться мыслить образами, научиться чувствовать материал и в преодолении трудностей обрести волевые качества. Потому что вышиваем мы не руками, а душой. А душа имеет мыслительную, чувственную и волевую части. Руки - это только инструмент.

 
Изображение пользователя Людяммила.

Это относится не только к детям. Чувствую себя ребенком.

 
Изображение пользователя Ольга.

Ведь Господь сказал " Будьте как дети ибо их есть царство небесное.."

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Сестры, кто ко мне обратился за помощью, продолжение последует только после ваших первых результатов работы с детьми. Пишите. Делитесь трудностями, с какими столкнулись. ЛЮБОЙ опыт ценен.

 
Изображение пользователя Ивановна.

Я пока с детками не начинала, хочу сама все освоить. Хотя, пришел ко мне мальчик, и работает двумя руками. Мы сейчас крестиком вышиваем картинку, может попробовать, пусть сразу начинает двумя руками вышивать...

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

"Я пока с детками не начинала, хочу сама все освоить. "

Имеется ввиду церковное орнаментальное шитье? Или те образцы, что я предложила?

 
Изображение пользователя Ивановна.

Я говорю о ваших образцах.

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Образцы, что я представила, это как палочки, кружочки, петельки в чистописании. Потом из них соберуться "буквы", затем "слова", "предложения", "изложения", "сочинения"...

На каждом занятии вводим что-то новое. Дети успевают закончить образец за один урок. На первых порах нежелательно долго сидеть за одной работой. Берем количеством!

Я на крестике с детьми не задерживалась. Крестик нужен, чтобы перейти к шитью бисером по канве, а затем и по ткани.

Помоги, Господи!

 

Света, посылка не пришла?

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Еще нет. Сообщу, как получу. С радостью!smiley

 

Давно отправила... подождем

 
Изображение пользователя Ивановна.

Светлана Анатольевна, а ваши детки с шилом работают? Я на свой страх и риск внучке (почти 10 лет) показала как жемчуг пришивать. И она довольно таки успешно и благополучно пришила десять бусинок. Двумя руками!

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

У меня племянник в 8 лет летом гостил- вышивал с шилом двумя руками- очень ему  понравилось! Мы бисером вышивали цветочек и солнышко)

 
Изображение пользователя Светлана Ан.


Ивановна пишет:

Светлана Анатольевна, а ваши детки с шилом работают? Я на свой страх и риск внучке (почти 10 лет) показала как жемчуг пришивать. И она довольно таки успешно и благополучно пришила десять бусинок. Двумя руками!

Дети хорошо подражают, но так же быстро бросают. Преподавание  в том и состоит, чтобы сделать детский труд ОСОЗНАННЫМ служением.

Я категорически пртив того, чтобы сводить все к технике. Ручная умелость необходима, как инструмент ДУШИ.