Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 5 гостей.
Рушник (убрус)
Мария., 18 September, 2008 - 19:37
Сохранился убрус от убора Грузинской иконы Богоматери, 16в., вклад Анастасии Романовны в суздальский Покровский монастырь, расшит жемчугом и дробницами по вишневой тафте. Литература: Свирин А.Н. Древнерусское шитье.М.1963г.стр. 94-95.
картинку вешать некогда, прошу извинить.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Подождём. А вот я нашла про традицию: http://www.taday.ru/vopros/201...
Спасибо, хорошо сказано, правда появляется такое чувство уютной домашности.
сомневаюсь, что вообще здесь уместно говорить о "малороссийской" или "российской" традиции, возможно, если этот вопрос копнуть окажется, что это византийская традиция, пришедшая на Русь, когда еще не было деления на "великую" и "Малую", просто где-то она развилась больше, где-то меньше. Это только моя гипотеза, но у меня есть основания так предполагать.
а я думала, что икону голыми руками нельзя брать и поэтому рушник использовали
для этого были пелены, возможно рушник - отголоски этой традиции
Очень может быть, что рушник - это замена цветов зимой, т.е. просто украшение. Ведь какой -то особой традиции узорной для церковных рушников я не нашла. Только цветочные букеты, венки итд.
тогда встает вопрос откуда традиция украшать иконы цветами, и что раньше рушник или цветы.
В Белоруссии много разных наименований для рушников, по виду использования их: пОсцилка, пОяс, ручнИк и мн. др. У нас даже "дывАн" - по-нашему=почти ковер, только вышитый или вытканый узорами, некоторые исследователи относят к "рушникам"! Или, например: тот рушник, которым покрывались иконы в углу хаты назывался - "набожник" Орнамент на рушниках никогда не составлялся "для красоты". Есть, например, символы: Мать-0ранта (с поднятыми руками), Мать - ЗОрка (любовь, в виде 8-конечной звездочки), Параскева, Земля-кормилица, калЯды, пАпараць-квЕтка, мотивы природы (даже птички могли быть повернуты носиками друг к другу или наоборот - это был рассказ вышивальщицы о лИчном)
А уж рушник для невесты, например, или рушник для роженицы, или на погребение - это совсем разные орнаменты!
Смысл орнамента понять современному человеку трудно, вот мы воспринимаем его только как украшение жилища, а это не так.
Издана чудесная книга Михаила Сергеевича Кацара "Беларускi арнамент. Ткацтва.Вышыука." - редкая, но в библиотеках больших можно найти, если кто интересуется народным славянским орнаментом.
Лариса, извините, влезу:
"пАпараць-квЕтка" и "пОсцилка" - что это значит?
"пАпараць-квЕтка" - цветок папоротника, такой мифический, ищут в лесу на Ивана-Купалу; "пОсцилка" - тканое изделие,рисунок в несколько цветов, которым покрывалась постель, декорированный вязаным кружевом, позднее преобразовалось в покрывало. Еще еще "абрУс", в смысле - скатерть.
Лариса, к сожалению даже найдя книгу, по-белорусски вряд и прочту. Хочу украсить красный угол рушником, на многое меня конечно не хватит, а один,думаю осилю. Хотелось бы со смыслом орнамент. Что подскажите и может есть рисунок?
Елена
Из Б.А.Рыбакова "Язычество древних славян":
Отложение в вышивке очень pанних пластов человеческого pелигиозного мышления (вpоде мезолитического кyльта небесных оленей) объясняется pитyальным хаpактеpом тех пpедметов, котоpые покpывались вышитым yзоpом. Женская одежда и оpнаментация постельных пpинадлежностей (подзоpы) связаны большей частью со свадебным pитyалом, насквозь пpонизанным магическими заклятиями, фоpмyлами и символическими "письменами" yзоpов. Таковы подвенечные кокошники невест, pyбахи, накидки на свадебные повозки и многое дpyгое. Специально pитyальным пpедметом, давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. Hа полотенце подносили хлеб-соль, полотенца слyжили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гpоб с покойником и опyскали его в могилy. Полотенцами yвешивали кpасный yгол; на полотенце-"набожнике" помещали иконы.
Обpядовая pоль полотенца достаточно хоpошо выявлена нашими этногpафами.(Бломквист Е. Э. Полотенце в pyсском бытy. Пyтеводитель по Рyсскомy мyзею. Этногpафический отдел. Л., б.г.; Маслова Г. С. Оpнамент pyсской наpодной вышивки. М., 1978, с. 18 - 22.)
В pyсских деpевнях во вpемя больших общественных несчастий не только стpоили всем миpом в один день "обыденные хpамы", но и ткали и вышивали "обыденные полотенца".(Зеленин Д. К. "Обыденные" полотенца и "обыденные" хpамы. - Живая стаpина. 1911, XX, с. 1-20.) Во вpемя полyязыческих общественных пpазднеств девyшки yкpашали полотенцами ветки деpевьев. Этногpафам известны священные pощи с часовенками, кyда пpиносили вышитые полотенца.(Маслова Г. С. Оpнамент..., с. 22.)
Вот эта-то пpочно yстановленная обpядовая pоль полотенец-yбpyсов и делает вышивки на них неоценимым источником для изyчения славянского язычества.
Что же получается?
Рушникам с языческими орнаментами не место в Церкви и в красном углу?
Елена
Полотенцами yвешивали кpасный yгол; на полотенце-"набожнике" помещали иконы.
Вот откуда всё идёт...
Мария Евгеньевна права.Это не только русская и малорос. традиция .И сейчас ими пользуются. Вот монастырь Хиландар(сербский )
http://img-fotki.yandex.ru/get...
см икону внизу,а не епитрахили
Это же епитрахили висят?
Танечка,а внизу икона
Ой, спасибо, увидела!!!
Насчет узоров могу ссылочки подсказать, но не знаю, как их тут прикрепить. Я в основном венчальные рушники шью, и в языческие символы легко вплетается крест, венец, добрые пожелания или строки молитв. Дело только в желании подобрать узор. Есть отличный сайт с узорами"рушничок" - там в основном украинские, а есть "Мы русские! Какой восторг!" -там вообще со старинных полотенец узоры сняты - кони, олени, какие-то диковиные полу- люди полу деревъя. А если просто для красоты, можно альбомы 19 века поискать, там очень милые узоры даны и даже в вариантах.
Насчет узоров могу ссылочки подсказать, но не знаю, как их тут прикрепить. Я в основном венчальные рушники шью, и в языческие символы легко вплетается крест, венец, добрые пожелания или строки молитв. Дело только в желании подобрать узор. Есть отличный сайт с узорами"рушничок" - там в основном украинские, а есть "Мы русские! Какой восторг!" -там вообще со старинных полотенец узоры сняты - кони, олени, какие-то диковиные полу- люди полу деревъя. А если просто для красоты, можно альбомы 19 века поискать, там очень милые узоры даны и даже в вариантах.
Обещать не могу, поскольку отсканировать страницы сама не умею... надо просить мужа.
Спасибо, Иулия!
За совет-вплету крест и молитву.
Если есть ссылочка именно на рушник для иконы, буду признательна."Мы русские" сайт знаю, вот что выбирать
непонятно. Для вставки ссылки-открываете нужную страничку,выделяете адрес странички вверху: (htth/ и тд. так чтобы вся строка горела синим)и нажав правую кнопочку мышки, выбираете команду "Копировать". Потом когда на сайте Убруса пишите в форуме, в своем посте опять нажимаете правую кнопку мыши и выбираете "Вставить".
Елена
http://marry.org.ua/article/tr... Вот здесь мне красивый крестик попался, да и сами узоры хороши, только учитывайте, они разного размера в готовом виде, стыкуйте по счету , а не на глазок!
http://konivkrestik.narod.ru/l... А вот целый каталог сайтов с коментариями, можно неплохие узоры подобрать, на любой вкус.
надо же сколько рукодельниц!Спасибо за ссылку, Юлия! Моя приятельница, вышивающая крестиком будет в восторге!Все журналы по вышивке она уже скупила, теперь с сайтов качать будет
Вот еще орнаменты.
http://www.my-planet.110mb.com...
Иулия, как интересно!
Спаси Господи!
А для иконы на рушнике, я опять про свое,
-есть какие-то особенности.
Лариса, словами можно, исходя из сылки свадебного рушника,
http://marry.org.ua/article/tr...
что положено на "набожнике"?
Елена
спасибо :) на слух понятнее воспринимается, нужно было проговорить.
На здоровье! Очень была рада помочь! Пишите еще.
Я как-то имела возможность прочесть реферат подробно разбирающий как раз рушник сшитый специально как дар в храм. Так вот на нем вместо родового древа вышивались первые буквы имен святых которых женщина просила о помощи (там были Праведная Анна и Елисавета) их окружали символы материнства и плодородия (виноградные лозы, розы, восьмиконечные кресты). А еще были птицы на ветках и венок вокруг букв.
Теплее!
Спасибо, теперь буду вынашивать идею.
Елена
А почему бы не вспомнить символику растений в в русском церковном обиходе ?
"... Растения, используемые для украшения храма, должны гармонировать с основным цветом, присутствующим в тот или иной праздник. ...
На Троицу ... зелень, цветы символизируют весну духовную, саму Церковь Христову, которая явлением в ней благодати Святого Духа процвела, "как крин".
... После Крестопоклонной Недели, начинающей четвертую седмицу Великого поста, в растительные композиции вводится красный цвет - знак приближающихся Страстей Христовых.
... В Страстной Пяток плащаницу Спасителя убирают, по обычаю, белоснежными цветами, напоминающими о том, что благообразный Иосиф с Никодимом, сняв Пречистое Тело Господне с Креста, рыдая, обвили Его чистою плащаницею и положили в новом гробе. Белый цвет символизирует и то, что Господь, добровольно прияв смерть и испытав разрешение души от тела, явился "чужд истления" и "умертвил ад блистанием Божества".
Белые цветы украшают обычно храм и особенно икону праздника на Преображение Господне, напоминая о нетварном свете, воссиявшем на Фаворе и явившем славу Гоподню прежде Его вольнего страдания, и зовя сопреобразиться Христу каждую душу.
Богородичным иконам полагаются в украшение цветы светлых тонов, но подойдут и голубые, и синие. На Благовещение икону, а на Успение плащаницу Богородицы принято убирать лилиями (в старину их называли кринами). Благоуханные крины напоминают нам о приснодевстве Пречистой Марии, Которой в Назарете архангел Гавриил возвестил о рождении от Нее Спасителя мира. В дни чествования архангела Гавриила его икону также украшают лилиями."
Цитаты из брошюры А.Стрижев."Цветы и храм", 1996. Издано по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
"...Пшеница означает учение Христово, доброе семя... Виноградная лоза - есть символ Христа, а ветви - символ последователей Христовых...Василек и безсмертник - символы душ праведников. Василек употребляется при освящении воды. В этом случае он является символом благодатного благоухания горнего мира, которое, через крестную силу, сохраняет воду от порчи."
Цитаты из статьи епископа Николая Охридского "Символы", опубликованной в альманахе "Къ свету" №17.
»
Людмила, ну это слишком, дома иметь полный комплект рушников по праздникам.
Елена
Речь идет о рушниках для храма.
Извините, Людмила, я Вас не поняла сразу.
Очень полезные сведения, спасибо.
Ваши аналойники, выставленные в моей теме, часто смотрю и там как раз эта мысль просвечивает в Богородичные праздники-цветы- лилии белые, на пасху корзина разноцветных цветов и т.д ОЧЕНЬ ЦЕННО! Спасибо еще раз!
Елена
это все личная философия автора, а не историческое исследование традиции...где ссылки на документы, источники и т.д.?
А.Стрижев дает список литературы на пяти страницах.
Информация интересная, если помните, у Шмелева в "Лете Господнем" тоже цветовая зависимость убранства дома и одежды с церковными праздниками наблюдается, а ведь там описан быт купечества Замоскворечья!
а если Вам не составит труда, не могли бы опубликовать список литературы, очень заинтересовала тема.
Мария Евгеньевна, список литературы сфотографировала
http://fotki.yandex.ru/users/l...
В брошюре А.Стрижева - практические рекомендации по устройству зеленых насаждений на территории храма. Тема очень-очень актуальная. К сожалению, на практике царит полный безпредел, сажают все, что угодно. А ведь цветы - очень активный элемент в общей композиции с архитектурой храма.
Очень интересен второй источник, приведенный мною - сочинение свт. Николая (1881 - 1956), канонизированного Сербской Православной Церковью. Его имя включено и в месяцеслов Русской Православной Церкви. Списка литературы в этой книге нет, но думаю, что авторитет автора несомненен. Предлагаю Вам посмотреть содержание книги.
Спасибо!!!