Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 5 гостей.

Плащаница из Днепропетровска

Изображение пользователя Т а т ь я н а.

По благословлению о. Владимира - настоятеля Троицкого собора г. Днепропетровска получилось сфотографировать Плащаницу Спасителя, находящуюся в этой церкви. В теме "аукцион" уже обсуждалась объёмная вышивка.Возможно, на этих фото лучше видна техника их изготовления.

плащаница 2 .jpg плащаница 1.jpg плащаница 3.jpg плащаница 4.jpg плащаница 5.jpg плащаница 6.jpg плащаница 7.jpg плащаница 8.jpg
Изображение пользователя Олеся.

Kiss

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

не так быстро закачивались, как хотелось бы:-)

 
Изображение пользователя Татьяна.

и у меня нет. и не будет, т.к. русскими буквами - не увижу...

 
Изображение пользователя Мария..

орнамент потрясающий - спасибо!

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Мария Евгеньевна, рада, если пригодится!
Татьяна, я пришлю фото!
Шито, как я и предполагала изначально по пробке, сверху проклеенной льняной тканью. Куски вышивки собирались после в готовую композицию.Что подложено под написанные лики - не знаю. Дозволили посмотреть очень аккуратно.Много утрат на Плащанице, но нити металлические и канитель сияют как новые.

 
Изображение пользователя Олеся.

Танечка, спасибо большое, такая красота...

 
Изображение пользователя Полина.

Удивительная работа! А какого она времени? Действительно материалы все как новенькие.

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Может,преподаватели подскажут? Мне тоже интересно!!!

 
Изображение пользователя Darakw.

Ооо! Шитье орнамента меня просто сразило! Саму композицию еще не переварила - упаду!

 
Изображение пользователя Лия.

Квадратный орнамент на углах теряется,когда плащаница лежит на "гробе". Я удивилась, когда квадраты увидела.

 
Изображение пользователя Helen.

Основа не пробка,а папье-маше. Под лики подложен фетр. Мы востанавливали две подобные плащаницы. Полностью разбирали, чистили, восстанавливали шитье и бархат. Нитки на таких плащаницах пряденное позолоченное серебро.

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Спасибо за разьяснения,Марина!На папье-маше похоже было,но и на пробку тоже...А что папье-маше на полную толщину, или формы закрепляли как-то предварительно,чтобы обшить нитями?И что тогда под полыми формами - тоже фетр или пусто?

 
Изображение пользователя Helen.

формы достаточно толстые,но полые, прошиты насквозь.Чего там под ними только не было даже щепки.Как ранше закрепляли при шитье их я не знаю они достаточно жесткие.Я просто придерживала рукой.

 

А что значит папье-маше? Какой формы папье-маше? Его ведь делают для создания определенной формы, а здесь как? Сделали из папье-маше просто ровный пласт?

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Думаю,лепили сначала формы по эскизам объемные, потом папье- маше оклеивали бумагой. Вот непонятно, как последний слой тканью проклеивали...Тоже, наверное, кусками, никак не целой!

 
Изображение пользователя Мария..

не всегда фетр, папье-маше и пряденное позолоченное серебро,
есть с пряденным золотом, с картой, оборот проклеен бумагой.и мастерские думаю разные были, есть серия Строгановских, есть и в других местах

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Мария Евгеньевна, а можно как-то посмотреть фото Строгановских?

 
Изображение пользователя Jelena.

Да, мне тоже интересно! Про строгановские столь поздние я ничего не знаю. Где посмотреть и что почитать?

 
Изображение пользователя Jelena.

К сожалению, об истории изготовления подобных плащаниц мы мало что знаем. Они, действительно, сохранились в очень большом количестве. Видимо, они не считаются произведениями искусства и потому не привлекают к себе внимания исследователей.
Насколько я понимаю, сама эта техника ( объемное шитье по формам из папье-маше и карте в сочетании с масляной живописью) ведет свое происхождение из Арзамаса, из Алексеевского Новодевичьего монастыря. Такие плащаницы часто называются "арзамасскими", хотя могут быть изготовлены и в Москве. Чаще всего они изготавливались в монастырских мастерских, где это было своеобразным ремеслом и источником дохода. Кажется, в Екатеринбурге, в Тихвинском м-ре, тоже такие делались. Еще они "дивеевскими" назывались, так что и там могли производиться. Судя по их количеству, во второй половине 19 в. мастерских было много. И работы отличаются по уровню, стилю и "почерку".

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Спасибо, Елена! Хоть и "не произведения искусства", а смотрятся стильно. Какой-то художник или мастерица смекнули в 19м веке как при минимуме временных затрат расшить крупные изделия, чтобы выглядели монументально и бАгАто(с укр.Г)Молодцы! :-)

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Если есть еще фото подобных вышивок, выложите, пожалуйста!

 
Изображение пользователя Helen.

Выкладываю некоторые фото плащаницы в процессе ремонта.

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Спаси Господи,Елена!
Красивый орнамент какой!

 
Изображение пользователя Grach.

Марина, а по углам расположены -Евангелисты? Плохо видно.

 

Ну расскажите кто-нибудь подробно и поэтапно как проходила реставрация или изготавление в старину,нзко прошу, наверное не одна я! Так интересно.

 
Изображение пользователя Helen.

По углам каймы Евангелисты. Как в старину шили незнаю.

 
Изображение пользователя Helen.

Про ремонт. Сфотографировали,перерисовали на целлофан все детали(чтоб потом не заблудится),сняли с бархата бумажную проклейку,распороли,почистили и починили бархат (с одной стороны был сильно вытерт, пришлосьзаменить),почистили шитье и восполнили утраты( опоясание у Спасителя пришлось шить новое по старой форме).Самое интересное началось когда поняли ,что вместо лика Богородицы Иоанн Богослов (пришлось просить художников писать новый лик) да и нимб у Спасителя был с другой плащаницы.Свой нашелся случайно среди всяких ненужных запчастей.Далее художники привели в порядок все что написано на холсте(Ручки, ножки,лики и тело Спаситеся).Мы все собрали проклеили и пришили новую подкладку.

 

Низкий поклон. Спаси Господи, интересно очень.

 
Изображение пользователя Elen.

Какая красота! И работа по реставрации замечательная!

В такой технике — объемное шитье по формам на маслом напис. иконе — я видела икону свт. Митрофана Воронежского. Ее выкладывают на аналой на прест. празд. в Митрофаньевском храме, что на 2-й хуторской. Там еще интересные тканые вручную хоругви и резные царские врата.

 
Изображение пользователя Мария..

может Пермская галерея что-нибудь напечатает на эту тему, а мы не имеем права.

 
Изображение пользователя зима.

Елена а чем вышивку чистили(металл)

 
Изображение пользователя Helen.

уайтсприритом,нашатырем(но реставраторы против нашатыря) и спиртом.

 
Изображение пользователя Татьяна.

Кстати, еще о таких Плащаницах.
http://www.krasfair.ru/journal...

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Танечка, спасибо!

 

Спаси Господи!

 

Видела высокорельефное шитьё (горельеф) в Оружейной палате. Западная Европа. В основном сёдла.

Вышивка золотной нитью. А в каталоге о средневековых сокровищах Нидерландов я вычитала, что объём создавался при помощи небольших кусочков волокон, скреплённых воском или клеем.

 

Ура! Мариночка Шведова-мне помнится это Ваш метод объема-Вы ведь подкладываете волокна. Раскажите пожалуйста.

Елена

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

а какие волокна?

 
Изображение пользователя Настёныш.

да,эти плащаницы завараживают своими объёмами я частенько встречаю такие плащаницы в храмах краснодарского края,но очень удивлена была когда увидела плащаницу такого же стиля в  храме Гроба Господня в Иерусалиме(фото добавлю в фотоальбоме,плащаницы)  в ходе моих исследований происхождение хотя бы примерно так никто и не называл :-(а точно такую же плащаницу как
1.jpg я видела в Тамани,но только на розовом бархате и с уже немножко внесёными изменениями,уже в ветхом состоянии а всё так же в службе:-)

 
Изображение пользователя Marusya.

Недавно была в Дивеево, там тоже висит похожая плащаница, как та, которую ты, Настя, выставила. .

 

430 431 432

 

Как же всетаки вышивали объемную форму? Сестры, что-то изменилось, сможет кто-то раскрыть тайну? Сначала вышивали плоско, а потом натягивали на форму? А как достичь того, чтобы НИ морщинки не образовалось? Или шить уже сразу по форме, но она ведь жесткая...

 
Изображение пользователя zinaida.

подкладывали что-то,фетр,кожу,бересту,ткань,вату наконец.

Вот ещё объёмные:

http://fotki.yandex.ru/users/zlyuka3403/view/256224?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/zlyuka3403/view/256225/?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/zlyuka3403/view/256226/?page=0

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Я пробовала и так и эдак..На образцах, конечно. И папье-маше лепила. Ничего не получается...Так ровно нити не ложатся...Может, их как-то одновременно вдвоем шили?

+ сложный крой еще...Некоторые детали пришиваются к другим, более крупным.Елена Олеговна реставрировала похожую вышивку. Может, попросим ее подробнее рассказать!

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

По ссылкам Зинаиды видно, что не отдельные детали из уже вышитой ткани( как Леночка-Ради предположила) драпировались и пришивались. Видно, что нити пришиты( притянуты прикрепами) именно к жесткой форме

 
Изображение пользователя zinaida.

433

Выкладывается ,например ,фетр.Начинают с самого маленького(узкого). Набирают до нужной толщины ,каждый слой полностью перекрывает предыдущий.Верхний(или несколько верхних) ,желательно ,трикотажный или какая-нибудь эластичная ткань Накладывают основную  декоративную ткань(целиком),прошивают складки и делают прикрепы .Прикрепы не  показала.Вот где шило обязательно.

 
Изображение пользователя Jelena.

Слышала, что делали папье-маше из газет: газеты или др. рыхлую бумагу замачивали, пропускали через мясорубку, добавляли клейстер и из этой массы формовали нужные детали.  Мне кажется, это были хоть и небольшие, кустарные, но производства. Т .е. мастерские, изготавливавшие плащаницы массово. В 19 в. этим промыслом занимались женские монастыри. В Арзамасе, например, да и в других городах. Сначала разрабатывали форму, там ведь достаточно условные деления на складки. И потом по такому отработанному образцу уже делали вещи на "поток". Они немного различаются по стилю, мне кажется, это связано с тем, что несколько монастырей занимались этим промыслом. У каждого сложился свой "почерк".

Возвращаясь к технике, эта масса при высыхании становится довольно рыхлой, и наверно (smiley) хорошо прокалывается иглой. Но это только моя теория и мои представления!laugh

Елена Олеговна должна открыть тайну!!!

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Зинаида, с фетром получится, если высота не очень большая, а там до12см, может и выше высота складок!А вот маленькие работы вполне может быть и так! Спасибо!

 Елена Юрьевна, почему никто исследование до сих пор не написал???! Даже если поточные - ведь орнаменты на каймах везде разные! Ни одного одинакового из всех, что на фото. И красивые какие!!! Зрелищные! Это же целый пласт времени и стиля.Сейчас попробовать такую "поточную" сшить - много времени, ниток, сил.Ну явно большой поток не получится. Да и тогда, наверное, не сотнями в год шили такие красивые монументальные произведения.

 Формы , наверное, действительно изготавливали не сами вышивальщицы, это отдельная сложная работа

 
Изображение пользователя Marusya.

Да, размеры внушают! Конечно, не в сравнении с известной плащаницей Старицких из Ризницы в Лавре, но все-таки. Метра прим.1,5х1,0. И прикрепы мельчайшие и четкие. Богато! Даже раскошно. 19 век говорит сам за себя.

 
Изображение пользователя zinaida.

 папье -маше можно пилить ,сверлить,но вот чтоб иголкой...frown

 

Спасибо всем за отклики!

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Зинаида, если такой структуры как коробки из под яиц, то хорошо прокалываются. Я пробовала делать из такой массы, потом сверху тонкий слой рваной бумаги для сглаживания+ ткань. Но у меня не получилось так ровно нити выложить как на старых работах. Нити там толстые, почти шнурочки

 

Это точно, что почти шнурочки, держала в руках недавно хоругви 19 века. Причем, по-моему скрутка нити в одну сторону. Танюша, напиши пропорции и точную последовательность варения папье-маше, пожалуйста

455

 
Изображение пользователя marinamarskaya.

Некоторые куски- фрагменты  объемных одежд от плащаниц есть у нас в мастерской. Похожи на те одежды , что выставила Елена (Radi).

Наши  фрагменты выглядят как плотно зашитая прикрепными швами холстина, которую как буд-то сняли с пялец, вырезали  (прямо по шитью) нужную форму, проклеели и заложили складами. Да так и высушили.  На изнанке именно на таких фрагментах ничего постороннего нет, избытка клея тоже там не видно. Разогнуть заложенные складки можно, но вышивка, как только её отпускаешь, опять возвращается в свое складчатое состояние.

 
Изображение пользователя Marusya.

Здорово! А края  обрезанные наверное сильно заклеены и закрыты чем-нибудь, да?  Все гениальное просто. Но и сложно вместе с тем. Что-то я не видела современных работ в этой технике. Конечно не всем нравится, но наверняка есть и поклонники. Может это только мне не попадались современные работы в подобной технике, кто видел - поделитесь. Интересно.

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Фрагменты,похоже, что вырезали из уже вышитой прикрепами ткани...А на других крупных деталях видно , что шили прямо по форме, в местах складок натянуты нити сверху складки под складку и прикрепы в строчку, подряд каждая нить(или пучок нитей, если шито пучком) Наверное, оба варианта изготовления использовались. Я пробовала раскроить просто ткань по форме, но никак не пойму - как кроить? Эффекта, как на старых работах не получилось.

Леночка, я делала как в интернете написано, но ПВА дает очень резиновый эффект- иглой потом трудно проткнуть, лучше клейстер. http://doshkolnik.ru/podelki-iz-raznyh-materialov/4567-lotok-yaica.html  

"1.Рвем ячейки от яиц (или лотки) на куски и заливаем кипятком. Делаем это вечером. На следующее утро можно приступать к замешиванию массы для лепки.

2.Хорошенько отжимаем от воды куски лотков, успевшие немного превратиться в кашу. Добавляем немного клея ПВА и начинаем месить. Делать это лучше в резиновых перчатках. Вымесить необходимо до полной однородности. «Тесто» должно получиться крутым/плотным/густым."

Я раскладывала массу "теста"между двумя слоями бумаги равномерно( не очень толсто), потом прокатала скалкой, получилась такая странная картонка.По полувысохшей картонке обратной стороной ножа пыталась продавливать складки и кое-где формировать их. Когда все высохло-форму держало. Но технологию я еще не отработала, это только первый эксперимент, который не совсем удался)))

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Мариночка, края завернуты внутрь.Но очень большой раход нитей выходит. зашить сплошь большой кусок, а потом его нещадно кроить) Я тоже современных работ таких не видела. Пыталась сама сделать, но пока никак не удается. Наверное, плохо пыталась))) У меня крой не получается, складками красиво заложить

 
Изображение пользователя marinamarskaya.

Т а т ь я н а пишет:

 зашить сплошь большой кусок, а потом его нещадно кроить

Я сама удивилась.

 
Изображение пользователя marinamarskaya.

Т а т ь я н а пишет:

 Даже если поточные - ведь орнаменты на каймах везде разные! Ни одного одинакового из всех, что на фото. И красивые какие!!! Зрелищные! Это же целый пласт времени и стиля.Сейчас попробовать такую "поточную" сшить - много времени, ниток, сил.Ну явно большой поток не получится. Да и тогда, наверное, не сотнями в год шили такие красивые монументальные произведения.

 Формы , наверное, действительно изготавливали не сами вышивальщицы, это отдельная сложная работа

Почему никто исследование до сих пор не написал???!

По Церковному шитью исследователей единицы. На все темы не хватает.

Танюша, у тебя уже сколько наблюдейний и версий наскопилось. Оформила бы, хотя бы в статью для журнала "Убрус". И у Зинаиды наблюдений на статью уже точно собралось.  А у Елены (Radi) целая коллекция фотографий. Начать можно с публикации вещей и их деталей с описанием.

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Мариночка, я бы с радостью, но уж очень я далеко от "цивилизации".Все версии прочла здесь на Убрусе, они не мои)) Мои только вопросы! Собрать в кучку все версии с сайта могу, если темы и фото сохранились после переезда. Постараюсь сделать

 
Изображение пользователя marinamarskaya.

Елену Юрьевну будем просить, что бы опубликовали.

 
Изображение пользователя Marusya.

Сестры, как было бы хорошо, если бы даже такой неисследованной темы удалось бы коснуться! Елену Олеговну нужно тоже просить помочь. У нее наверняка есть наработки.

 
Изображение пользователя Елена Олеговна.

В последней реставрируемой плащанице все было так как описала Марина :прикреп шит по бязи (тот ,что посложнее с тонким настилом)  ,затем проклеен с изнанки бумагой ,подвернут по краям где нужно заложен складками. Только не уже вышитое полтно вырезано,сначала сделана выкройка отрисована на бязи по выкройке и шито. В тех местах где самый большой объем под вышивку была подложена скомканная бумага. Все фрагменты средника были сшиты отдельно,затем поставленны на бархат .Виднла еще и другую плащаницу с более высоким объемом:на ней детали фигур шиты отдельно при сборке места стыков обработаны шнуром .Формой служит картон в несколько слоев,наложенных друг на друга,выкроенный так искусно ,что просто картонная скульптура получается,эти детали обтянуты расшитой в прикреп бязью,поверх золотной вышивки иногда сделан узор из мелкого бисера или канители,края ложа и одежд Богородицы обработаны короткой бахромой.

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Спасибо, Елена Олеговна! С высоким рельефом как раз и непонятно...Как такую высоту протыкали иглой? Игла размером со спицу получается?

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Татьяна пишет:

Кстати, еще о таких Плащаницах. http://www.krasfair.ru/journal/main/journal.shtml?../articles/art224

Танечка, никто не сохранил материал с этой ссылки? Она у меня больше не открывается...Я раньше только прочла для ознакомления, но текст не догадалась скопировать

 
Изображение пользователя Елена Олеговна.

Таня ,такую толщину не протыкали ,я же говорю шито отдельно на бязи потом форма из картока этой вышивкой обтянута .

 
Изображение пользователя Marusya.

Елена Олеговна, а  как делали швы по складкам? Впечатление, будто вышивка этими швами крепится к основе.

 
Изображение пользователя Елена Олеговна.

Марина в той плащанице ,что я реставрировала швов по складкам не было,по складкам были заложены складки,на фотках которые размещены в этой теме вероятно другая техника ,я подобного невстречала,и не знаю как это делалось,попробую выложить фото того что я делала.

 
Изображение пользователя Елена Олеговна.

462 фрагмент463 фрагмент изнанка

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Елена Олеговна, да -это другой вариант об,емной вышивки.Крой отдельных деталей.

 На фото, что из Днепропетровска, швы по глубине складки проложены - притягивают нити к жесткой основе, тем более, что я вживую внимательно рассматривала снаружи.Все прошито по верху прикрепом.Нити очень длинные.Шито пучком.Трогать не разрешили, поэтому  веса не знаю, но на вид тяжелая

 

Таня, спаси Господи!

Мариночка, какая идея чудесная о статье, но я не иссделовала ничего, значит надо съездить еще.

Танечка, тебе уж точно надо написать статью. А можно и соборно о разных плащаницах с описанием.

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Леночка, статью не осилю.У меня только вопросы, а ответов нет))

 
Изображение пользователя marinamarskaya.

Статью с вопросами :)

И с картинками!

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Это будет познавательнейшая статья)))  

Лучше дождусь, когда специалисты напишут! 

 
Изображение пользователя marinamarskaya.

Елена Олеговна уже написала. С её коментариями статья еще познавательнее получится :)

 
Изображение пользователя Елена Олеговна.

marinamarskaya пишет:

Елена Олеговна уже написала. С её коментариями статья еще познавательнее получится :)

Это точно,особенно если учесть ,что мои коментарии относятся к совершенно другой технике исполнения.))))

 
Изображение пользователя marinamarskaya.


Елена Олеговна пишет:

 мои коментарии относятся к совершенно другой технике исполнения.))))

Ваши коментарии относятся к одной из техник объёмного шитья. Их же, как видим по фотографиям, было несколько.  И все интересные.

 

Марина умеет уговорить! Статья-описаниеsmiley Таня, не отвертишься!

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Елена Олеговна, согласна с Мариночкой, вы открыли изнанку одной из техник! Это очень важно! осталось найти тех, кто реставрировал другие рельефные вышивки, в другой еще более высокой (по высоте рельефа)  технологии!

 
Изображение пользователя marinamarskaya.

Уговаривать, не хитрое дело.

Вон и Василисса, не только видела подобные вещии, как их в Греции вышивают, но и сама шьет.

Собрать бы с миру то по нитке :)

 

Мы бываем приходом в Польше не часто, но в следующий раз буду просить отцов разрешения фотографировать плащанцу профессионально близко, смотреть изнанку, мерить, отодвигать ниточки.

 
Изображение пользователя Jelena.

Ну так что, где статья?!!! кстати, мы можем как-нибудь действительно соборно оформить, какую-нибудь новую рубрику организовать, типа "вести с полей" :) Подать можно как круглый стол, к примеру. Тема. и мнения разных людей. В результате сложится целостная картина! вобщем, оформите каждый свою версию! тема: высокое шитье 19 века: как это делалось?

 

Супер!!! С нашего поля скорее всего плащанца русская, храм на средства царя Николая 2 строили.

 

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

На таких плащаницах почти всегда использована бить - как монументальный материал ?

 
Изображение пользователя Наталья Ш..

1833 1834 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846

 
Изображение пользователя Наталья Ш..

Плащаница из Ставрополя

 
Изображение пользователя Князева Ольга.

СпасиБо!

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Наталья, просто потрясающе! Спаси Господи!

Так хорошо сохранилась Плащаница, или после реставрации? Херувим просто покорил! И лик нежный и крылышки ТАК вышиты!!!

 

Tanecka, kak dela s objemom? Experimentirovala jese?